8-800-25-05-485

«Ждем, пока гром не грянет»: медицинские отходы угрожают эпидемиологической безопасности Ленобласти

В Тосненском районе Ленобласти прошел очередной суд по нарушениям ООО «Белый Трест» — компании, которая занималась утилизацией медицинских отходов в Федоровском городском поселении.

В этот раз по итогам предписаний Роспотребнадзора решением суда деятельность «Белого Треста» приостановлена. Суть претензий — нарушение сразу нескольких федеральных законов по охране окружающей среды, по обращению с отходами, а также нарушение санитарных правил и несоблюдение элементарных норм эпидемиологической безопасности — безопасности, в первую очередь, жителей Тосненского района Ленинградской области. Федеральное агентство новостей разбиралось в сложившейся ситуации.

Следите за руками

В среду, 16 января, Тосненский районный суд вынес постановление о приостановке деятельность компании «Белый Трест» на 60 суток. Суд состоялся в связи с предписаниями областного Роспотребнадзора, который вне плана навестил предприятие еще в октябре 2018 года.

Инспекторы увидели гору инфекционных отходов, лежащих навалом прямо на земле, разбросанные по территории и вокруг нее использованные шприцы, ампулы, перчатки, пробирки и прочие опасные предметы медицинского обихода. Рядом, также под открытым небом — сотни ртутьсодержащих ламп. Допрошенный начальник участка оказался не в курсе даже, что медицинские отходы в красных пакетах относятся к особо опасному классу В, а в желтых транспортируют класс Б.

Представленные в суде факты генеральный директор ООО «Белый Трест» Александр Сулягин не отрицал, однако доказывал, что такая форма переработки шести тонн опасных отходов в день полностью законна. По его мнению, законно и отсутствие у него специального оборудования, а также какой-либо гидроизоляции, которая бы предотвращала попадание вредных веществ в почву. Ничего зазорного он не увидел ни в хранении опасных отходов под открытым небом, ни в том, что начальник участка путался в показаниях.

«Они пытаются лавировать между 52-ФЗ «О санитарно-экологическом благополучии населения» и 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», — объяснил ФАН член Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, депутат Тельмановского сельского поселения Тосненского района Юрий Кваша

Пытаются искать лазейки в действующем законодательстве, чтобы извлекать максимальные прибыли от коммерческой деятельности, сопряженной со значительным риском нанесения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека. Когда у них спрашивают про отсутствие лицензии — ссылаются на то, что деятельность по обращению с медицинскими отходами не подпадает под действие 89-ФЗ и не требует лицензирования».

В одном из недавних интервью в СМИ Сулягин рассказал, что держит самые низкие цены за утилизацию отходов: 7 рублей 43 копейки за один килограмм инфицированных отходов, что в 10 раз ниже рыночных цен. В свете выявленных обстоятельств подход бизнесмена к вопросам экономики здравоохранения и здоровью нации в целом выглядит сомнительно.

Однако суд ограничился выводом, что предприятие-нарушитель создает прямую угрозу для здоровья жителей Федоровского городского поселения, на территории которого почти два года осуществляло свои манипуляции с опасными медицинскими отходами, и назначил «Белому Тресту» административное наказание в виде полной приостановки деятельности по обращению с отходами, в том числе медицинскими, на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0108001:4261. Всего «штрафной простой» компании составит 60 суток.

Друзья и партнеры

Несмотря на довольно строгое решение суда, вопросов у общественности по деятельности «Белого треста» только прибавилось.

«Они осуществляют сжигание отходов на отрытом воздухе, используя для этого примитивные «печи-корыта», — рассказал о своих наблюдениях Кваша.

К тому же компания не проходила обязательную для этого вида деятельности государственную экологическую экспертизу, но состоит на федеральном учете как экологически опасный объект. Они не имеют права работать с опасными отходами, так как не имеют обязательной для такой деятельности лицензии.

Зато они имеют десятки контрактов с государственными заказчиками. Но самое любопытное, что на этом земельном участке с видом разрешенного использования для промышленных объектов IV-V классов опасности подобная деятельность вообще запрещена — нельзя просто так купить землю и сжигать на ней опасные отходы, тем более II класса опасности».

Проанализировав участие в госзакупках ООО «Белый Трест» и аффилированного с ним ООО «УК Белый Трест», которое занимается транспортировкой мусора, где акционер и генеральный директор все тот же Сулягин, ФАН обнаружило сотни контрактов с государственными учреждениями здравоохранения Петербурга и Ленинградской области на сумму более 70 миллионов рублей.

Фактически в Федоровском утилизируют отходы поликлиник и больниц со всех концов двух соседних регионов. При этом, основными заказчиками со стороны области оказались Ленинградский областной онкологический диспансер, Ленинградская областная клиническая больница, больницы Лужского, Гатчинского, Всеволожского и Тосненского районов, а также Токсовская межрайонная больница.

В перечне городских поставщиков опасных и особо опасных инфекций отметилась больница имени Мечникова, кожно-венерологические и наркологические диспансеры, женские консультации и множество других весьма уважаемых лечебных учреждений федерального и регионального подчинения. Но почему-то никто не обратил внимания ни на горы отходов под открытым небом, ни на другие нарушения.

«В соответствии со статьей 101 закона о госзакупках 44-ФЗ, заказчик, прежде чем оплатить услугу, обязан подписать акт выполненных работ и осуществить контроль за исполнением условий контракта, — напомнил Кваша. — Однако за формальный подход к этому вопросу [случаев привлечения к] ответственности практически не было. Вот и получается, что главная задача любой больницы — вывезти опасные отходы за порог учреждения, и не важно, куда и на чем эти отходы поедут, потому что на бумаге все будет по закону.

Некоторые заказчики даже переход права собственности на инфицированные отходы оговаривают в контракте как момент передачи отходов от заказчика исполнителю, чтобы уйти от любой ответственности за дальнейшую судьбу отходов и возможные эпидемии среди населения — которые неизбежны при ненадлежащем обращении с инфицированными отходами со стороны «самого дешевого» исполнителя госконтракта.

Представляете? Любое ООО или ИП может выйти на аукцион, предложить намеренно заниженную цену и получить в свое распоряжение биологически опасный материал, а по сути — бактериологическое оружие. Мы ждем, пока гром не грянет?

Одно радует — с января 2019 года за заведомо ложное экспертное заключение при закупке услуг введена ответственность, вплоть до уголовной по статье 200.6 УК РФ».

Туманные перспективы

Решение суда вступило в законную силу в день оглашения, то есть 16 января 2019 года. С этого момента любая деятельность по обращению с отходами на промышленной площадке ООО «Белый Трест» вне закона. Сейчас не совсем понятно, как в период вынужденного простоя предприятия будут обезвреживать свои отходы медучреждения, заключившие договоры с «Белым Трестом».

Остается также неизвестной и судьба отходов, оставшихся не обезвреженными к моменту решения суда. Теоретически они должны быть возвращены медучреждениям, обезврежены ими, и в виде конечных отходов переданы для размещения на соответствующие лицензированные полигоны.

К сожалению, на данный момент нет никаких методических рекомендаций, которые были бы разработаны совместно отраслевыми органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и обращения с отходами производства как в СПб, так и в Ленинградской области, и необходимых для проведения региональными лечебными учреждениями госзакупок на оказание услуг по обезвреживанию медицинских отходов. Это позволяет вольно трактовать многие решения и подходы.

Неизвестно, устранит ли предприятие подтвержденные в суде грубейшие нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Не исключено, что по истечении 60 дней с момента вынесения судебного решения адские печи на открытом воздухе зажгутся снова и активистам придется начинать с нуля свою борьбу за элементарное выживание на территории Федоровского городского поселения.

В любом случае ФАН продолжит следить за деятельностью компании «Белый трест» и решениями надзорных органов, которые отвечают за выполнение постановлений суда и защиту конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.