8-800-25-05-485

В ЯРОСЛАВЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПО МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ ЗАКОНЧИЛИСЬ «НАРОДНЫМ БУНТОМ»

Участники стихийно провели голосование против работы комплекса, хотя людей настоятельно «попросили» из зала заседаний администрации Ярославского района.

Сегодня состоялись общественные обсуждения работы комплекса по обезвреживанию отходов, в народе называемом «мусоросжигательным заводом». Он уже много лет дымит в районе ярославского зоопарка, однако провести экологическую экспертизу проектной документации предприятия решили только сейчас.

Как сообщили в компании РЖД, которой принадлежит комплекс, он располагает двумя технологическими линиями для утилизации отходов 2008 и 2015 годов постройки. Согласно официальной информации, здесь обезвреживаются отходы III-V классов опасности – нефтезагрязненные грунты, нефтешламы, обтирочный материал, отходы дизельного топлива, жиров и парафинов, медицинские отходы и другое.

Все эти годы жители периодически жаловались на черный дым. Неоднозначные оценки такого соседства ранее давали и сотрудники ярославского зоопарка, отмечая, что у них выросло число онкологических заболеваний у питомцев.

И только сейчас РЖД обязали провести государственную экологическую экспертизу проекта строительства (!) зданий комплекса от 2010 года. Как подчеркивают владельцы завода, одна из установок, построенная по данному проекту, на время этой процедуры остановлена, «отходы обезвреживаются на менее мощной установке».

Однако жителям и соседям комплекса, которые пришли сегодня на общественные обсуждения, было не до этих тонкостей. Они считают, что работа «мусоросжигательного завода» вообще должна быть остановлена, а сам он перенесен в другое место, за пределы городской черты.

К 10 утра в зале администрации Ярославского района собрались десятки неравнодушных граждан. Представитель РЖД рассказал им: мол, проведенная оценка воздействия на окружающую среду свидетельствует, что сжигание отходов термическим способом является наиболее предпочтительным методом. При надлежащем контроле и эффективной очистке дымовых газов выбросы в атмосферу минимальны, экологическое воздействие на окружающую среду незначительное, оно не превысит нормативов.

— В соответствии с принятыми мерами концентрация загрязняющих веществ в атмосферу не превышает предельно допустимых концентраций. Анализ показал отсутствие превышений ПДК как на границе расчётной санитарно-защитной зоны, так и на границах ближайшей жилой зоны. На границе с зоопарком, на территории массового пребывания отдыхающих, не наблюдается превышения ПДК. Превышение гигиенических нормативов, качество атмосферного воздуха при введении установки в эксплуатацию не произойдёт. Уровень загрязнения атмосферы изменится несущественно, — пояснили собравшимся.

Однако представители предприятий, которым «посчастливилось» оказаться по соседству с мусоросжигательным комплексом, так не считают. Ведь дышать тем, что идет из трубы, им приходится регулярно.

— Почему у вас из трубы идет черный дым? Почему вы разрешение на строительство получили через суд с администрацией Кузнечихинского поселения, у вас был только договор о намерениях! В восьми метрах от вас с 1996 года работает шинный центр, кафе, торговый центр, учебный центр! Почему у вас адреса до сих пор нет, а вы семь лет работаете? У вас в десятке метров лес и там строятся жилые дома, перекресток с Резинтехникой на Кузнечиху – 8 тысяч человек вы собираетесь туда заселить, построить многоэтажные дома! Что, места больше в России нет? Поля заброшенные, деревни разрушенные – этот завод негде поставить было? Причем до вашего завода лакокрасочному заводу им отказали, именно из-за экологии в этом месте в покупке земельного участка, — эмоционально высказалась соседка завода.

Представитель РЖД ответил пространно – мол, а куда ж еще девать отходы, которые образуются при работе предприятий?

— С ними надо что-то делать, они должны быть переработаны наиболее безопасным способом. Мы не можем эти отходы отправить на Луну, на Северный полюс, это невозможно и экономически неоправданно. Понятно, что возникает конфликт интересов, когда объекты по утилизации и обезвреживанию отходов находится вблизи жилой застройки. Но давайте подумаем, какая у нас альтернатива? А никакой. Вывозить все это и складировать на полигоны — это вчерашний день. Но от подобного соседства мы никуда не денемся, с учетом дальнейшей тенденции к образованию отходов такие объекты нам нужны. Другое дело, что объект, который был построен в 2010 году, на тот момент расстояние до ближайшего жилья было существенно больше. Понятно, что и город развивается, начинает надвигаться, приближаться к объекту. Все эти вопросы мы будем учитывать и они лежат в плоскости использования технологически и экологически безопасных решений, — пояснил он, добавив, что решение о выделении земельного участка принимали «как минимум несколько участников», в это решение «вовлечены и региональные власти, сам владелец объекта и все контролирующие и регулирующие органы». Все необходимые согласования на момент рассмотрения проектной документации были пройдены в полном объеме.

На вопрос о том, как быть с предприятиями, которые работают по соседству с комплексом, был получен ответ: это не к нам.

— Почему не учтено предприятие…Ну, может, у вас надо спросить… Мы разрабатывали документацию, нам это утверждали градостроители. Может, они вас не видели там, я не знаю…Это не к нам вопросы.

Жители спрашивали — почему публичные слушания проводятся уже после ввода завода в эксплуатацию? И вновь говорили о черном дыме. Это представители РЖД объяснили так:

— Ну по поводу черного шума…То есть дыма…Как мы все знаем, все продукты и материалы имеют разную теплоту горения. То есть процесс выравнивания температурного режима автоматизирован. При попадании отходов с низкой теплотой горения и мокрых отходов начинают выравнивать температурный режим в камере сжигания и единовременно может наблюдаться временное изменение цвета выходящих дымовых газов. При выравнивании температурного режима дым становиться принятого белого цвета.

Но участников обсуждений такое объяснение не устроило. Они утверждали: черный дым идет, как правило, по ночам.

— Черный цвет! И почему, когда мы подали в прокуратуру, у вас черный дым шел по ночам? То есть днем выключали трубы, а ночью они дымили. У меня на видео снято, что у вас по ночам сжигали. И потом, я сама лично приезжала в ваш экологический центр и говорила – вот у меня в деревне зайцы сдохли, вы примете – да, пожалуйста, заключайте договор, мы сжигаем трупы животных!, — эмоционально рассказала руководительница детского центра, который находится по соседству с заводом.

Участники обсуждений выдвинули претензии к самой организации их проведения, предложив считать их нелигитимными. Впрочем, представители РДЖ в президиуме фактически подтвердили, что обсуждения никаким образом на существование комплекса повлиять не могут. Просто замечания и пожелания граждан «учтут».

— В чем тогда юридический смысл этих обсуждений? Как мы можем повлиять? Никак. Это профанация. Большинство мнений граждан должно быть учтено, — говорили жители.

— Мнения граждан по отношению к существующему комплексу как раз учитываются — на ваши жалобы мы даем вам пояснения, проводим по этим жалобам замеры, совместно с другими институтами по экологии, отвечаем вам, — ответили людям.

В итоге после всех эмоциональных высказываний, которые переходили в крик, обсуждения «свернули», хотя вопросов у жителей оставалось немало. Люди стихийно организовали голосование – кто за работу комплекса и кто против. К сожалению, подсчет голосов провести не удалось.

«Сегодня прошли публичные слушания по объекту государственной экологической экспертизы документации по строительству комплекса по термическому обеззараживанию отходов РЖД в Кузнечихинском сельском округе (в 100 метрах от границ города Ярославля). Комплекс давно построен, чёрный дым из трубы видно всей округе, но сегодня решили «легализовать его появление». То, что не было создано оргкомитета по проведению слушаний, не было представлено материалов на бумажном носителе, что обсуждения проходили в 10 часов и работающие ярославцы на них попасть не могли, никого не смутило!

Большинство присутствующих не понимало почему в обсуждаемом проекте отсутствует альтернативный вариант, нет экологической экспертизы на используемое оборудование, нет ни слова о выделяемых при переработке отходов диоксинах и их воздействии на здоровье человека. В конце обсуждений было предложено признать публичные слушания НЕСОСТОЯВШИМИСЯ, но организаторы оперативно исчезли, никакого голосования не провели. Предлагаемый проект ОВОС никто не одобрил…», — так описала происходящее чуть позже градозащитница Елена Богданова.