8-800-25-05-485

В Ставропольском крае сложилась сложная и спорная ситуация с утилизацией медицинских отходов из «красной зоны».

200 кг в неделю – таков выход ковидных отходов в больнице города Новопавловска. 400 кг в неделю – выход ковидных отходов из инфекционного отделения Нефтекумской больницы. Все они благополучно доставляются в Георгиевский городской округ на недавно введенное в строй современное предприятие ООО «Ноосфера» по переработке медицинских отходов.

За ширмой законов

Здесь на заводе опасные отходы обезвреживаются методом высокотемпературного пиролиза в печном оборудовании мощностью 200 кг/час. На выходе получается малоопасная зола, которую без проблем для экологии можно вывозить на полигоны. Грамотное, современное решение проблемы. Просто спасительное в условиях пандемии коронавируса.

Но – не для всех.

Интригу изучать начнем «от печки».

Пáром, но не даром

01.09.2021 г. минздрав Ставропольского края направил в адрес руководителей медицинских организаций письмо №8982-11 с требованием использовать для обеззараживания и трансформирования отходов класса «Б» и «В» (опасные и особо опасные) в класс «А» так называемые утилизаторы-парообразователи. Объявленная цель – экономия бюджетных средств.

За ширмой законовЗа ширмой законов

За ширмой законов

Хотя какая уж тут экономия… 6 млн рублей стоит такой аппарат. Для нищих больниц это целое состояние. Поэтому под козырек данное письмо взяли не все. И, как показывает время, не ошиблись.

Георгиевская районная больница рекомендацию минздрава приняла к исполнению. Кто только ее не обвинял в непрофессионализме медперсонала, в отсутствии ремонта, лекарств и даже приличных матрасов на кроватях, больница заключила таки договор аренды «Утилизатора-парообразователя» медицинских отходов марки «МедКлинер-И» и приобрела дорогущую технику.

За ширмой законов

Ее назначение – обрабатывать мешки с отходами (шприцы, иглы, капельницы, маски, салфетки, посуду) из «красной зоны» горячим паром «в целях последующего безопасного захоронения на полигонах ТКО».

То есть, горячим паром снаружи обрабатываются мешки с ковидными отходами, которые, находясь внутри мешка, якобы становятся безопасными настолько, что могут быть захоронены на полигонах ТКО.

Так ли это?

По имеющимся данным, переработка отходов 1-4 классов опасности посредством захоронения на полигоне ведет к загрязнению почвы с дальнейшим разложением и выделением «биогаза», что формирует угрозу экологической безопасности. В результате указанного способа утилизации происходит формирование очагов самовозгорания с дальнейшим выделением в атмосферу продуктов горения, объем которых превышает допустимую концентрацию и способен привести к развитию заболеваний органов дыхания, иммунных и онкологических заболеваний населения близлежащих населенных пунктов.

Спрашивается, зачем закапывать опасные отходы в землю, если их можно сжечь на заводе и на полигон привезти уже просто горстку золы, а не мешки с содержимым из инфекционного отделения?!

Ясно, что ничего не ясно

С марта 2021 года в России вступили в законную силу «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению…» (СанПин 2.1.3684-21), которые регламентируют правила обращения медицинских отходов. А именно: после аппаратного обезвреживания медотходов они помещаются в упаковку с нанесенной маркировкой «Отходы класса «Б», обеззараженные» и подлежат измельчению или опрессовыванию для последующего размещения на полигоне ТКО.

Однако медицинские отходы Георгиевской райбольницей не перерабатываются и не измельчаются.

Также в ходе журналистского расследования корреспонденту SmNews стало известно, что Георгиевская больница получает денежные средства по статье «Утилизация медицинских отходов», но при этом фактически такие работы не осуществляются.

Главный врач Георгиевской районной больницы Татьяна Медова поспешила меня успокоить:

– У нас никаких нарушений нет, о чем есть соответствующие акты.

Главврач сослалась на Роспотребнадзор, который «очень жестко нас проверяет».

Сколько килограммов опасных отходов ежедневно собирается в больнице, сколько их за два года было вывезено на полигон ТКО, об этом главврач предпочла не распространяться: «это внутренняя информация, не для СМИ».

На вопрос, почему отходы вывозятся на полигон твердых коммунальных отходов, а не на завод «Ноосфера» для безопасного обезвреживания, Медова ответила:

– Это не к нам вопрос. Мы делам то, что нам рекомендуют в соответствии с СанПинами. Их же никто не отменил?!

Да, никто. Но пора бы к ним присмотреться серьезнее.

Покупайте и не задавайте вопросов!

В письме минздрава Ставропольского края руководителям медицинских организаций от 1 сентября 2021 года №8982-11 за подписью министра Владимира Колесникова говорится: «С 31 марта 2021 года на основании п.183 СанПин 2.1.3684-21медицинские отходы класса «В» подлежат обязательному обеззараживанию, дезинфекции физическими (аппаратными) методами… Вывоз необеззараженных отходов класса «В» за пределы территорий медицинской организации не допускается.

С 31 марта 2021 года все медицинские организации утратили законную возможность обеззараживать отходы класса «В» химическим способом, после чего передавать их вывозящим компаниям, и обязаны обеззараживать все отходы класса «В» в месте их образования на территории медицинских организаций с использованием утилизаторов, обеспечивающих физическое (аппаратное) обеззараживание и трансформацию отходов класса «В» в класса «А», эпидемиологически безопасные и приравненные к отходам ТКО.

Таким образом, наличие утилизаторов, способных обеззаразить и переработать отходы класса «В» в класс «А» физическим (аппаратным) способом, является обязательным.

ООО «Медфабрика» готово предоставить в аренду на один год с правом последующей пролонгации или дальнейшего выкупа оборудования установки «МедКлинер-И» в количестве 14 штук для медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ставропольского края. При условии аренды, дополнительного финансирования средств из бюджета Ставропольского края на закупку оборудования не потребуется, так как возможно использовать средства на утилизацию медотходов для оплаты аренды».

Вместе с тем «требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на установки для обезвреживания медицинских отходов санитарными правилами и иными нормативными документами не установлено», сообщается в письме заместителя руководителя Роспотребнадзора Натальи Шаповаловой №26-06-02/13-4388-2021.

1

То есть, купите аппарат, получившиеся отходы хоть себе в карман складывайте и не задавайте вопросов!

Но вопросы есть.

А что на выходе?

Предположим, что утилизатор «Медклинер-И» как и положено, перерабатывает в труху иглы, капельницы, салфетки из «красной зоны» и полностью дезинфицирует их. Но!

– Медицинский отход до утилизатора и отход после обработки паром это совершенно разные виды отходов, – говорит генеральный директор завода «Ноосфера» Ольга Кучума. – Отход после обработки паром по классификатору Росприроднадзора не существует вообще. Паспорта на этот вид отхода тоже нет, он нигде не зарегистрирован. Его надо исследовать, провести биотестирование, изучить его морфологический состав. Этого ничего нет. Соответственно ни один полигон и транспортировщик отходов в Ставропольском крае в своих лицензиях на размещение отходов не имеет юридической возможности на прием таких отходов, что делает практически невозможными операции по обращению с ними. То есть, мешки из «красной зоны» после утилизатора больница не имеет права вывозить с территории, а на полигоне ТКО их не имеют права принимать.

Однако – принимают.

Ситуацией также обеспокоен независимый эксперт государственного экологического надзора Алексей Галушко:

– Юридический казус заключается в том, что законодательно в классификаторе НЕТ отхода после обработки Медклинера. Это недоработка системы контроля. По закону должно быть так: больница должна была сама, раз у них образуются такие отходы, их исследовать, провести соответствующие измерения, потом получить документы и только после этого заключать договора на передачу этих отходов каким-то сторонним организациям. Сегодня нет материалов, по которым можно было бы судить, насколько безопасны эти отходы. Сейчас их, по сути, приравнивают к твердым коммунальным отходам.

Руководители ООО «Ноосфера», ООО «Шалфей», ООО «Экология края» пишут письма во все инстанции: руководителю краевого управления Роспотребназора Александру Ермакову, министру ЖКХ Роману Марченко, министру здравоохранения Владимиру Колесникову. В письмах указывают на факты нарушения действующего законодательства, отмечая негативные факторы: рост нагрузки на полигоны, угрозу жизни и здоровью населения, проникновение инфекции в почву.

3

4

А ведь проблема напрямую касается эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, в который входит и Георгиевский городской округ наряду с именитыми курортами – Пятигорском, Кисловодском, Ессентуками и Железноводском. В этой агломерации, где на глубине от 9 метров в Кисловодске, 600 метров в Ессентуках и до 1200 метров в Железноводске залегают минеральные воды, нынешний подход к спорной утилизации высоко опасных и опасных отходов недопустим.

Что важно: сам утилизатор медицинских отходов типа «МЕДКЛИНЕР-И» уже является источником негативного воздействия на окружающую среду. Об этом однозначно сказано в Обосновании правовой и практической возможности применения утилизатора медицинских отходов «Медклинер-И» для медицинских организаций Ставропольского края.

Обоснование

И тем не менее, этот вредный аппарат… предлагается краевым минздравом к применению в части медицинских учреждений, расположенных в границах округов горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод! А это, на минуточку, бальнеологические курорты федерального значения.

К тому же существуют ограничения, установленные нормативно-правовыми актами, которые налагают определенные запреты по осуществлению хозяйственной и иной деятельности на данных территориях. Речь о Положении об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425).

То есть, законодательной базы для того, чтобы остановить распространение коронавирусной инфекции, обезопасить население от инфицирования, а экологию региона – от ущерба и деградации, достаточно. Но в обход запретов и ограничений, вне всякой логики больницам навязывается дорогостоящая покупка, которая не только не решает проблему, но создает несколько новых.

Сегодня просчитать вредоносное воздействие на почву курортного региона и здоровье населения не представляется возможным. И по-прежнему завод ООО «Ноосфера», способный в считанные минуты избавить регион от опасных и особо опасных медицинских отходов, работает лишь три дня в месяц.