«Они даже не представляют, какой ужас можно обнаружить». Петрозаводчан шокировала свалка со шприцами и пробирками с кровью

Экологические активисты обнаружили на окраине карельской столицы две свалки опасного медицинского мусора. Такого рода отходы требуют обязательного обеззараживания и должны быть утилизированы на специальном полигоне. В центре скандала оказалось казенное республиканское предприятие ГУП РК «Медтехника». Корреспондент «ФедералПресс» увидел свалку своими глазами и узнал шокирующие подробности «мусорной» истории.

Страшные находки

Волонтер по имени Евгений ждал нас у проходной завода «Карелнеруд». Немного поплутав между цехами, мы увидели небольшую площадку, наспех огороженную сеткой. А за ней – множество черных мешков, присыпанных снегом.

«Сейчас покажу, что внутри», – сообщил наш спутник и разорвал черный полиэтилен. Внутри оказался желтый мешок для медицинских отходов класса «Б», наполненный использованными шприцами. В других мешках нашлись окровавленные бинты, резиновые перчатки, капельницы, пробирки с кровью и прочий медицинский мусор, которого в черте города быть не должно.

13 декабря 2018 года общественники, объявившие войну незаконным свалкам, решили выяснить, как в Петрозаводске обстоят дела с утилизацией медицинского мусора. Поскольку в карельской столице за медотходы отвечает ГУП РК «Медтехника», активисты начали с производственной базы предприятия, находящейся на улице Пирогова – и сразу же заметили рабочих, загружающих в машину черные мешки без опознавательных знаков.+

«Мы отправились следом. Сначала думали, что грузовик едет на полигон в Орзеге, где обычно утилизируют переработанные и обеззараженные отходы. Однако на свалку они направились прямиком на Южную промзону – выгрузились и уехали. По биркам на мешках отлично видно, каким медицинским организациям принадлежал мусор. Подрядчик тоже указан – ГУП РК «Медтехника». Но этим отходам здесь однозначно не место! Их должны были обработать и видоизменить, а затем отправить на специализированный полигон. Ведь здесь вполне могут быть отходы из центра «СПИД», кожно-венерологического диспансера, инфекционной больницы, патологоанатомические и операционные отходы», – поделился своими опасениями Евгений.

В паре километров от Южной промзоны, в заброшенном боксе на Онежском разъезде, нашлась еще одна свалка – все те же желтые мешки с отходами класса «Б». Шприцы. Капельницы. Катетеры.

Недобросовестный подрядчик

Общественники поставили в известность природоохранную прокуратуру и карельский минздрав. Надзорные органы провели проверку – опасения подтвердились.

«В отношении ГУП РК «Медтехника» внесено представление об устранении нарушения закона. По требованиям законодательства у предприятия есть месяц для устранения нарушения. Они должны закрыть доступ к свалке для неопределенного круга лиц и обеспечить ее утилизацию в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. До полного устранения нарушений представление будет находиться у нас на контроле. Что касается недобросовестного субподрядчика, то материал проверки по этому факту находится в УМВД России по городу Петрозаводску, возбуждено административное дело, проводится административное расследование»,+ – рассказала «ФедералПресс» помощник карельского природоохранного прокурора Дарья Миронова.

В свою очередь, директор «Медтехники» Андрей Слепцов обвинил во всем субподрядчика – компанию «Семерида», с которой у госпредприятия был заключен договор. «По договору они должны были утилизировать отходы методом сжигания. У них был арендованный ангар, там было все необходимое оборудование представлено – поэтому у нас не было никаких сомнений. По распоряжению министерства здравоохранения мы уже начали вывоз отходов, их переработку и складирование в том месте, где они могут храниться», – сообщил Слепцов карельским журналистам.

Общественники решили это проверить – и вновь посетили производственную базу «Медтехники» на улице Пирогова. Оказалось, что мусор действительно вывозят с территории «Карелнеруда». Внезапно их внимание привлекла находящаяся поблизости контейнерная площадка для бытовых отходов. Все три мусорных бака оказались забиты уже знакомыми мешками…

Медицинские отходы в контейнере для ТКО. В «нейтральных» черных и синих мешках спрятаны от любопытных глаз те самые желтые мешки с медицинскими отходами

Площадку обслуживает компания «Автоспецтранс». Ежедневно ее сотрудники забирают содержимое контейнеров и вывозят на городскую свалку в Орзеге, даже не подозревая, что в черных мешках находится опасный медицинский мусор.

Палочка-выручалочка

Еще по теме

Стоимость вывоза мусора в разных регионах различается почти в 27 раз

Редакция встретилась с бывшей сотрудницей «Медтехники» Натальей Ивановой (имя и фамилия изменены по ее просьбе) и узнали, что предприятие периодически использует «бытовую» контейнерную площадку, чтобы избавиться от «излишков».

«На предприятии всего одна машина для обеззараживания – «Стеримед». Туда помещаются отходы и тщательно измельчаются с добавлением химии – на выходе получается такая мелкая крошка. Однако мощность этой установки небольшая, около десяти килограммов в час. За десятичасовой рабочий день с помощью «Стеримеда» можно переработать до 100 килограммов медицинского мусора. При этом к нам ежедневно поступало 600–700 килограммов отходов. По нормативам, отходы могут храниться в непереработанном виде не более 4 часов. Выводы делайте сами», – рассказала Наталья Иванова.

Так выглядят производственные помещения ГУП РК «Медтехника» – практически всегда они завалены желтыми мешками

Образно выражаясь, контейнерная площадка играла роль своеобразной палочки-выручалочки. По словам Натальи, жители соседних домов уже не раз жаловались, что рядом с помойкой постоянно валяются использованные шприцы и окровавленные бинты. Однако руководство госпредприятия это не смущало. Как не смущало и то, что на городскую свалку периодически попадали необработанные медицинские отходы.

Сомнительный акт

А теперь самое интересное. По имеющейся у редакции информации, компания «Семерида» свозила медицинские отходы на Южную промзону не просто так: подрядчик планировал провести их сортировку и отделить зерна от плевел – пластик забрать на переработку, а все остальное отправить на свалку. В связи с этим директор «Семериды» якобы поставил «Медтехнике» условие: перед транспортировкой отходы должны быть обеззаражены. Перед отправкой каждой «мусорной» партии с улицы Пирогова, представители госпредприятия вручали субподрядчику соответствующие акты.

Один из актов о проведении обеззараживания и обезвреживания

По словам Натальи Ивановой, документ выглядит сомнительно. Во-первых, для обработки таких гигантских объемов мусора с помощью «Стеримеда-1» потребуется много времени. Во-вторых, даже поверхностный осмотр находящихся на Южной промзоне мешков позволяет сделать вывод: отходы явно не проходили через утилизационную машину.

«Это легко проверить – нужно просто сравнить количество отходов, якобы обеззараженных, и количество затраченного дезинфицирующего средства и воды. Разберется даже школьник», – сообщила бывшая сотрудница «Медтехники».

Как рассказали представители «Семериды», они были уверены, что копили на своей площадке уже обеззараженные и не представляющие опасности отходы, которые можно спокойно сортировать и отправлять на переработку. На самом же деле – к скупщикам вторсырья вполне могли попасть инфицированные шприцы, катетеры и капельницы. Однако окончательные выводы, кто здесь прав, а кто нет, должны сделать правоохранительные органы.

Бомба замедленного действия

По словам экс-руководителя карельского Росприроднадзора Олега Шейновского, проблема утилизации медицинских отходов гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что специализированных полигонов для захоронения медотходов в Карелии нет, однако законодательство позволяет утилизировать такие отходы на обычных свалках – разумеется, после обязательного обеззараживания или сжигания опасного мусора.

«Пусть они сделают анализы этих «обеззараженных» отходов, этой золы. Они даже не представляют, какой ужас там можно обнаружить. Никто таких анализов не делает. И это не только карельская беда – это общероссийская проблема. Например, у нас нет даже спецтранспорта для перевозки таких отходов – мусор вывозят ребята на «Газелях». Нужен нормальный закон, где все это было бы расписано и регламентировано», – поделился своим мнением эксперт.

Другими словами, сейчас на свалках Карелии хранится мощное биологическое оружие. Когда именно оно сдетонирует – и какие будут последствия – не знает никто.

Источник: Федерал Пресс