О чём умолял капитан затонувшего танкера: Секрет экологической катастрофы в Анапе раскрыла последняя переписка
https://dzen.ru/a/Z2Tef1k6NVAOfch8
Капитанам двух танкеров, проливших огромное количество мазута в Чёрное море, предъявлены обвинения. Последствия катастрофы будут ощущаться десятилетия. О большой беде, постигшей берега русского Причерноморья, читайте в материале Царьграда.
ОЛЬГА АНТОНОВА
Курорты Черноморья накрыло мазутом, зона загрязнения — 50 км. В Анапе введён режим ЧС, летний отпускной сезон, скорее всего, сорван. После крушения 15 декабря двух танкеров в воду попало более 9 тонн топлива.
Да что там сезон отпусков: экологи говорят, что последствия крушения будут ощущаться в течение десятилетий. Научный директор Фонда защиты китов Владимир Латка хватается за голову:
Под угрозой главный миграционный коридор экосистем Чёрного и Азовского морей — Керченский пролив.
Дважды в год через пролив мигрируют все 38 видов промысловых рыб Азовского и западной части Чёрного моря. Там проходят пути черноморских афалин и азово-черноморских морских свиней — небольших дельфинов, достигающих в длину 1,5 метра. Может пострадать «роддом» афалин в Таманском заливе Чёрного моря.
Первого погибшего дельфина, покрытого мазутом, уже выбросило на берег.
Мазут жутко пахнет, потому волонтёры в масках. Скрин с ТГ-канала ru2ch
Ответят «крайние»?
Следственный комитет предъявил обвинения капитанам двух танкеров, потерпевших крушение. Их обвиняют в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта. В крушении погиб один человек.
Капитаны задержаны, допрошены. Изъята документация, назначены экспертизы. Однако есть скрины переписки одного из капитанов. Он умолял принять судно на разгрузку. Один из котлов на старой посудине вышел из строя, и мазут остывал. Вот что он писал в субботу, 14 декабря, руководству:
-
Доброе утро! Возьмите, пожалуйста, на выгрузку Вн-212, мы груз греем одним котлом.
-
Сейчас берут 141, там тоже проблемы с котлом. 212 будут стараться брать после 141.
-
У нас средняя температура одного котла 40 градусов. Боюсь, его надолго не хватит.
И дальше капитан просит принять его, ведь через час мазут может окончательно остыть, а прогноз обещает шторм.
По документам нефтепродукты должны были выгрузить до 30 ноября, но из-за погоды и очереди на разгрузку топливо оставалось на судне до 15 декабря.
Переписка от 14 декабря — финальная перед крушением. Танкеры, выпущенные в СССР, давно выходившие предельный срок эксплуатации, поломало волнами неподалеку от берега, прямо по сварке. А 17 декабря сигнал SOS подали с третьего танкера «Волгонефть-109». Причина — трещина на боку. К счастью, катастрофы удалось избежать.
Политик Олег Царёв напомнил принцип: главное — посадить крайнего.
По возрасту эти баржи старше меня. А срок их эксплуатации не более четверти века, потом их сдают в металлолом. Теперь возбудят на кого-нибудь уголовное дело. Осудят. Посадят. Крайнего.
Капитаны старых посудин станут крайними? А что с хозяином? Будет ли отвечать он?
Чёрная полоса
Доцент кафедры промышленной экологии РГУ нефти и газа им. Губкина Сергей Остах помнит, как подобная катастрофа с разливом мазута случилась 17 лет назад в Керченском проливе. Локализовать сразу последствия ЧП не удалось. Но на помощь пришла природа: прибрежные водоросли стали фильтром, собрав куски мазута.
Шторма влияют на удлинение загрязнённой береговой линии, чёрная полоса растёт, не менее 100 км берега будут загрязнены. Погода создаёт угрозу Крымскому полуострову.
Ликвидация мазута займёт от года до трёх лет, но последствия ЧП будут откликаться десятилетия. Так что отпускной сезон на берегах Анапы сорван.
Только приезжайте
18 декабря мазут добрался до центрального пляжа Анапы. Береговую линию чистят местные спасатели и волонтёры. Но рук не хватает.
Руководитель экспертного бюро «Экостандарт консалтинг» Виталий Безруков разводит руками:
Площадь загрязнения растёт, и мне непонятно, почему МЧС не отправляет уже сейчас на помощь десант? На севере страны в реки случаются утечки от нефтяных компаний, в Северном Ледовитом океане такие инциденты были. Есть опыт и наработки. Можно привлечь частный бизнес. В морских портах есть оборудование для перелива нефти. Вопрос — в странной организации работы в первые горячие дни.
Жители Сочи рассказали Царьграду, что их спасатели в Анапу не поехали, заняты устранением местной беды: разлилась река, затопила улицы и дома, утонула федеральная трасса, оползни накрыли несколько сёл.
В сочинских пабликах зовут волонтёров. Обещают доставить, обеспечить жильём и горячим питанием. Многие откликнулись. Возглавляет группу орнитолог из Парка птиц, который 10 лет работает в районе Олимпийского парка,
— говорит сотрудница «Сириуса».
Волонтёры просят переводить деньги на покупку мешков, чтобы собирать куски мазута, и на моющие средства — отмывать птиц и дельфинов. Очищать надо быстро: мазут разрушает структуру пера, перестает работать теплоизоляция — и тогда вымрут краснокнижные птицы. Им дают полисорб, чтобы не было интоксикации. Если не спасти, пернатое не выживет в чёрном химическом саркофаге.
Московский зоопарк просит жителей столицы приносить физраствор, капли для глаз, раствор для дезинтоксикации, препарат для восстановления печени, антибиотики, резиновые перчатки, одноразовые пелёнки. Груз отправят на черноморский берег.
Что с того?
ЧП в Чёрном море президент Владимир Путин на прямой линии назвал экологической бедой:
Уже сейчас надо думать, что нам делать с подъёмом затопленных танкеров. Нужно их укреплять, чтобы ничего не вытекало, подводить туда так называемое полотенце и вытаскивать на берег.
Топочный мазут, добавил глава государства, при определённых температурах является твёрдым материалом. Но часть мазута залегла на дно, и в мае при тёплых температурах поднимется — его опять будет выбрасывать на берег.
Лишь бы деньги, выделенные на очистку, не осели в карманах алчных бизнесменов. Ведь злосчастные танкеры, которые давным-давно нужно было сдать в утиль, тоже гоняли до последнего, выжимая лишние копейки.