8-800-25-05-485

МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ КЛАССА «А» МОГУТ ПРИРАВНЯТЬ К ОБЫЧНОМУ МУСОРУ

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с Минздравом, Минприроды и Роспотребнадзором разработал законопроект об обращении медицинских отходов класса «А». По мысли авторов документа, инициатива позволит передать такие отходы региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), фактически приравняв медотходы класса «А» к ТКО, ввести контроль над их вывозом и утилизацией и сократить затраты медучреждений.

К медотходам класса «А» относят образующиеся в медучреждениях твердые бытовые неинфицированные отходы, которые необходимо упаковывать в маркированные емкости, чаще всего – в одноразовые пакеты. Это защитные маски и перчатки, канцтовары, мебель, постельные принадлежности, не контактировавшие с инфекционными пациентами, одноразовые халаты, бахилы, пищевые отходы неинфекционных отделений, а также собранный на территории медучреждения мусор. По некоторым оценкам, медотходы класса «А» составляют до 85% от объема всех медицинских отходов. Их вывозят на полигон ТКО или доставляют утилизаторам для сжигания. При этом вывоз безопасных медотходов не подлежит учету.

Законопроект анонсировал глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. По замыслу авторов, изменения нужно внести в законы 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Обеззараженные и обезвреженные в больницах и поликлиниках медотходы класса «А» предлагается приравнять к обычному коммунальному и промышленному мусору, чтобы их можно было утилизировать на мусорных полигонах. Планируется, что заниматься этим будут регоператоры по обращению с ТКО.

Как отметил в разговоре с «Ведомостями» гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев, медотходы класса «А» являются эпидемиологически безопасными. «Мы предлагаем разграничить регулирование обращения с медицинскими отходами следующим образом: с момента образования медотходов и до их обеззараживания в медучреждениях они регулируются законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и санитарно-эпидемиологическими требованиями. После обеззараживания медотходы, лишенные эпидемиологически опасных свойств, становятся отходами производства. Дальнейшее обращение с ними будет происходить в рамках экологического законодательства Российской Федерации», – пояснил Буцаев.

Эксперт считает, что было бы целесообразным также вести учет обращения с медотходами класса «А» в государственной информационной системе. Это позволит получать достоверные данные для контроля и дальнейшего стратегического планирования по организации системы сбора, транспортировки и утилизации медотходов. Роспотребнадзор организует санитарно-эпидемиологический контроль за накоплением, учетом образования и осуществлением обеззараживания медицинского мусора на территории медорганизаций, а Минприроды и Росприроднадзор возьмут на себя отслеживание за потоками уже обеззараженных или безопасных отходов, установление потребности в мощностях по обезвреживанию и их размещению.

По словам Алексея Майорова, объем медотходов класса «А» сопоставим с количеством ТКО – это «огромные показатели». Майоров отметил, что компании по утилизации медицинского мусора, которые обслуживают учреждения здравоохранения, «зачастую вываливают их где-нибудь в лесу или даже на обочине». Отсутствие контроля за количеством и движением медотходов подтвердили и в РЭО. Из-за пробелов в законодательстве (медотходы выведены из норм по утилизации обычного мусора) «невозможно получить лицензию на обращение с ними, оформлять паспорта на отходы, разрабатывать комплексные экологические разрешения, декларации о воздействии на окружающую среду», подчеркнул Денис Буцаев.

На эту проблему ранее обращал внимание и мэр Москвы Сергей Собянин. В январе 2022 года он обратился к Правительству РФ с предложением приравнять медотходы класса А к твердым коммунальным отходам. Собянин отметил, что это позволит вывозить медицинские отходы класса «А» региональным операторам по вывозу ТКО, не имеющим специальной лицензии.

В июле 2022 года компания «Роснано» заявляла о планах по строительству в России сети из 15 заводов по обезвреживанию и утилизации медицинских, биологических и особо опасных отходов. Предполагалось создание единого федерального оператора по обращению с медицинскими отходами. Позже, 8 сентября, «Роснано» сообщила о разработке и внедрении совместно с Росприроднадзором системы безопасной утилизации отходов, в том числе медицинских. Договоренность была закреплена в двустороннем соглашении, в котором говорится о планах «организации работ по созданию научно-технических решений в сфере утилизации отходов, совершенствованию нормативно-правовой и инженерно-технической базы в области охраны окружающей среды, обращения с отходами I–IV классов опасности, очистки сточных вод систем водоотведения, рекультивации полигонов твердых коммунальных отходов».

Занять рынок по обращению с медотходами стремится и «Ростех». В августе 2020 года госкорпорация предложила Минпромторгу назначить ее дочернее предприятие «Росхимзащита» единым оператором по утилизации медицинских отходов, в том числе масок. В случае получения статуса «Ростех» собирается предложить игрокам рынка единые правила и тарифы для сбора и утилизации медотходов. Тогда же ООО «Дмитровский МПК», входящее в структуру «Ростеха» «РТ-Инвест», пообещало вложить в создание в Московской области централизованной системы по утилизации медотходов более 5 млрд рублей.

В декабре 2021 года были утверждены поправки в ФЗ-224 «О государственно-частном партнерстве», позволяющие заключать соглашения о сборе, использовании, обезвреживании, размещении, хранении, учете и утилизации медицинских отходов. До этого закон позволял заключать профильные договоры по объектам обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов, но не медицинских.

По информации Headway Company и Аналитического центра Vademecum, в 2019 году госзаказчики заключили контракты на обращение с медотходами на 7,7 млрд рублей. По данным профильных операторов, от 50% до 90% медотходов наиболее распространенных классов «Б» и «В» (инфицированных или потенциально инфицированных) должным образом не утилизируются, а захораниваются на несанкционированных площадках.