«Доступ на рынок медотходов ничем не ограничен». Как регионы Урала окутал алтайский «спрут»
Активисты межрегиональной экологической организации «Зеленый фронт» вновь подняли тему утилизации опасных медицинских отходов. Большая часть этого финансово емкого рынка остается вне законодательного контроля, что позволяет коммерсантам реализовывать различные «серые» схемы практически на территории всей страны. В частности, примером такой работы, по словам «зеленых» является разветвленная сеть фирм, работающих во многих регионах под одним и тем же названием – «Утилитсервис». Действуют эти компании и на территории УрФО – в Свердловской, Тюменской и Курганской областях, – причем фирма из столицы Зауралья не раз сталкивалась с претензиями надзоров. О конфликтах госорганов и утилизаторов опасного мусора и неспособности остановить деятельность – в материале УралПолит.Ru.
>
Представители «Зеленого фронта», проанализировав рынок операционной деятельности с медицинскими отходами, а также изучив обращения жителей нескольких регионов, сообщили о существовании целой системы компаний, управляемых из одного центра – города Бийск в Алтайском крае.
Работают компании «Утилитсервис» также в Красноярском и Хабаровском крае, Владимирской, Томской, Иркутской, Свердловской, Тюменской и Курганской областях. Есть «тезки» также в Новосибирске и ХМАО, однако отношения к «сети» не имеют и всячески от нее открещиваются.
«От участников рынка обращения с медотходами в наш адрес поступило сразу несколько жалоб на сомнительную деятельность компаний с идентичными названиями, работающими в разных регионах России. Общественное расследование вскрыло признаки организации возможной противозаконной схемы в области утилизации медотходов, в центре которой может находится компания из Бийска», – рассказали изданию экологи.
Работа, как указывают источники агентства, ведется по принципу франшизы. Алтайский «Утилитсервис» продает ее всем остальным одноименным компаниям, при этом «наскоро обучает их представителей». При этом прямых связей между фирмами, как правило, нет.
Действительно, на официальном сайте конторы из Бийска в разделе «Почему с нами выгодно сотрудничать?» указана услуга «Поможем пройти проверку и предоставим все документы».
Сама фирма из Алтайского края основана в 2015 году. Пост директора, согласно данным ЕГРЮЛ, занимает Ирина Маслова, а учредителем выступает Николай Яшков. Он же, к слову, является директором и единственным участником «Утилитсервиса» из Владимира. У алтайской конторы насчитывается 51 вид деятельности, от производства резиновых и пластмассовых изделий до организации похорон, но основным значится обработка и утилизация опасных отходов.
Работает фирма в целом ряде российских регионов, в частности, в «родном» Алтайском крае, Новосибирской, Самарской, Свердловской областях, ЯНАО, Югре, Туве и Бурятии. Так, последний на текущий момент контракт на оказание услуг по организации погрузки, транспортированию, обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса «Б» заключен с КУ ХМАО-Югры «Станция переливания крови» в Сургуте.
В минувшем году «Утилитсервис» привлекали к ответственности сотрудники Сибирского управления Росприроднадзора, выявившие, что предприятие работает без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Уличили ее также в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также предоставлении недостоверных данных об образовавшихся, поступивших, утилизированных, обезвреженных и переданных отходах.
Тем не менее, это не мешает компании плодить свои «клоны» в регионах. Так, например, в Свердловской области работает «Утилитсервис» (ИНН 6671161832), гендиректором которого значится Матвей Щербаков. Он же, в равных долях по 50% с Львом Трошкиным, является соучредителем. Компания зарегистрирована в ЕГРЮЛ чуть больше года назад и успела заключить соглашение на оказание комплекса услуг по вывозу, транспортировке и обезвреживанию (уничтожению) опасных медицинских отходов классов «Б» и «В» со сроком исполнения 11 дней с ФГБУ «Медсанчасть №32» Федерального медико-биологического агентства.
Примечательно, что сайт екатеринбургской конторы практически идентичен бийскому «Утилитсервису». Более того, на нем содержатся ссылки на разрешительные документы алтайской фирмы, и отзывы клиентов о работе все того же предприятия из Бийска. Где были утилизированы отходы «Медсанчасти», как отмечают в экосообществе, неизвестно.
«Они все выкладывают у себя на сайте разрешительные документы Бийска, и по опыту работы на рынке, пользуются невнимательностью контрагентов, которые, зайдя на сайт, получают впечатление, что имеют дело с нормальной компанией. На практике, как минимум некоторые из них, а возможно и все, имеют договор с бийской компанией об утилизации медотходов, и предъявляют его при проверках, утверждая, что возят отходы туда на утилизацию. При всей абсурдности этих заявлений (между географическими точками расстояние иногда в 2-3 тыс. км) отслеживать фактическое движение обычные проверки не могут. Например, Роспотребнадзор не наделен правом проводить следственные действия, отслеживать машины и таким образом, по формальным признакам, проверка часто успешно закрывается», – поясняют проводившие мониторинг экологи «Зеленого фронта».
Фирмы периодически генерируют конфликты с надзорами и госорганами, а также вводят в заблуждение потенциальных контрагентов. Так, например, в Тюменской области действуют сразу две одноименных компании. По одной из них, зарегистрированной в Тюмени под ИНН 7203504292, в ноябре прошлого года по итогам проверки ФНС была выявлена недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Директором этой фирмы является Дмитрий Третьяков, он же, совместно с ООО «Сибирский научно-исследовательский и проектный институт рационального природопользования – Тюмень», выступает соучредителем.
Любопытно, что в сентябре прошлого года эта контора заключила контракт на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию, захоронению или утилизации медицинских отходов класса «Б» и «В» на сумму 0,01 рубля с БУ ХМАО-Югры «Новоаганская районная больница».
«Вообще, такое встречается. Распространенным методом действий является банальный шантаж добросовестных участников рынка по схеме «дайте нам такую-то сумму в виде отступного, а то мы опустим цену на вашем аукционе почти до нуля, так как у нас утилизация стоит очень дешево». Действительно, «утилизация» по вышеописанным схемам стоит недорого», – рассуждает собеседник издания, специализирующийся на сфере госзакупок.
Еще один «Утилитсервис» базируется в Ялуторовске. Учредителем и директором зарегистрированной в июне прошлого года компании является Карамали Джарчиев. В госзакупках фирма пока не отметилась, но успела показать убыток в 112 тыс. руб. по итогам 2021 года.
Однако наиболее известно по спорам с надзорами предприятие из Кургана. Стоит отметить, что в столице Зауралья существуют две компании с практически идентичными названиями – «Утилитсервис» и «Утилит-сервис». Участниками обеих являются Алексей Камшилов и Денис Ашихин.
В конце 2020 года претензии к предприятию из Кургана предъявил Россельхознадзор. Тогда, впрочем, нарушения касались обращения не с медицинскими, а с биологическими отходами. Ведомство обнаружило свалку останков животных на сельхозземлях в Ялуторовском районе Тюменской области. Ее связали с деятельностью «Утилит-сервиса». Контору оштрафовали на 500 тыс. руб. Примечательно, что в самой компании нарушения категорически отрицали, настаивая, что отходы на агарных угодьях разместил наемный перевозчик.
Так или иначе, утилизация сотен тонн опасных медицинских отходов не первый год вызывает интерес экоактивистов Зауралья. Об этом подробно информировало агентство. Представители сообщества указывали на нелегальные свалки, способные стать источником опасных заболеваний, а также отмечали свободный доступ на рынок «любых контор с улицы».
«Отходы вываливаются на полигоны. Это запрещено, но если очень хочется, то можно найти такой полигон. Размещаются на незаконных свалках, скапливается в виде гор в каких-то закрытых помещениях, или сжигаются в «буржуйках» без всякой разрешительной документации. Бийский «Утилитсервис», на наш взгляд, фактически оказался ядром этакой сомнительной «межрегиональной схемы», которая служит центром притяжения «мутных» фирм из всей отрасли. Кстати, у них и между собой зачастую весьма скверные отношения, они зачастую не платят своему бийскому «родителю» за франшизу, он с ними судится», – отмечают активисты.
Действительно, в настоящее время суды рассматривают, к примеру, иск бийского «Утилитсервиса» к курганскому тезке (ИНН 4501221840) о запрете использовать обозначение, сходное с товарным знаком. В свою очередь, фирма из Зауралья подавала в суд на бийскую, требуя взыскать неосновательное обогащение.
Между тем, собеседники УралПолит.Ru вновь акцентируют внимание на отсутствии цельной федеральной нормативной базы, регулирующей потенциально опасный рынок.
«Дело в том, что эти товарищи из Бийска неплохо знают действующее законодательство. У них есть пакет ответов на все возникающие вопросы. То есть, этим пакетом они торгуют по всей стране, и эта франшиза позволяет им с минимальными затратами осуществлять деятельность по обращению с медотходами. Качество никого не волнует, но дает возможность занимать определенную часть рынка. Ответственности тоже почти никакой», – высказывают суждения отраслевики.
Как отмечает эколог Сергей Завьялов, на прошлой неделе была предпринята очередная попытка вернуть рынок медицинских отходов в легальное русло. Сенаторы Совета Федерации подготовили законопроект о внесении изменений в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Ранее обращение с медотходами контролировалось 89-ФЗ, но после исключения из него ушло в «серую зону». Инициативу сенаторов оценили и профильные Telegram-каналы.
«Учреждения, в результате деятельности которых образуются медотходы, после их обеззараживания/обезвреживания должны устанавливать класс опасности (по природоохранной методологии) этих масс, вести их первичный учет, составлять паспорта отходов, оформлять нормативы образования и лимиты на обращение, вносить плату за НВОС, если отходы отправляются на размещение. Если обеззараженные/обезвреженные массы получают I-IV класс опасности, то обращение с ними должно осуществляться по лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности», – сообщает «Зеленый змий» со ссылкой на пояснительную записку к законопроекту.
Источник — https://uralpolit.ru/article/urfo/26-07-2022/259906