8-800-25-05-485

Ассоциация СЭАОВ войдет в рабочую группу Госдумы по изменению законодательства о медицинских отходах

18 октября Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды провёл круглый стол на тему «Правовое регулирование и особенности обращения с иными видами отходов (медицинскими, строительными, I и II классов опасности, от уборки территорий, жидкими бытовыми и другими). На мероприятие были приглашены и члены Санитарно-экологической ассоциации по обращению с отходами и вредными выбросами. О том, как прошла встреча представителей власти и бизнеса и к каким решениям удалось прийти, читайте в нашем репортаже. Основным докладчиком на мероприятии являлся замминистра природных ресурсов и экологии Д.  Д.  Тетенькин, важный доклад сделал зампред Комитета по экологии и природным ресурсам Госдумы А. Б. Коган, были также выступления представителей Минздрава, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и другие. Проблема медицинских отходов (МО) была охарактеризована как одна из самых острых. «Самая острая наша проблема сейчас – это медицинские отходы. В целом обращение с ними урегулированного правилами и нормами СанПиНа, а также 323-ФЗ. Но вместе с тем, на наш взгляд, необходима гармонизация законодательства в части установления правил регулирования по обращению с этими отходами», — сказал, в частности, Сергей Мамедов, аудитор Счётной палаты Российской Федерации. Напомним, что в закон 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не включено регулирование обращения с медицинскими отходами. Именно это привело к тому, что деятельность с МО сегодня не лицензируется – потому именно, что лицензии на прочие виды отходов выдаются именно в рамках 89 ФЗ, а МО туда не входят… Именно это обстоятельство является причиной всеобщей головной боли – потому что в таких условиях пышным цветом расцвела деятельность «черных» и «серых» утилизаторов МО. Надежно и просто отрезать их от работы с госторгами по МО может только лицензия. Долгое время все законопослушные утилизаторы просили внести лицензирование рынка МО, чтобы затруднить проникновение на него случайных лиц. Изменять 89 ФЗ в данном аспекте государство не хочет. Признано, что вопросы работы с МО будут регулироваться далее с использованием 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Текущие проблемы с регулированием МО В своём выступлении Инна Куликова, директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками Минздрава России отметила несколько ключевых проблем в регулировании обращения с медицинскими отходами. — В соответствии с санитарными правилами медицинские отходы класса А – это эпидемиологический безвредные МО, которые могут утилизироваться наравне с ТКО, — отметила Инна Борисовна. – Но, к сожалению, они не попадают под действие 89-ФЗ и на сегодняшний день не являются отходами ТКО. Это первая проблема. Отходы класса Г тоже не являются эпидемиологический опасными. Это токсикологический опасные отходы (ртутные и люминесцентные лампы, например), которые также выведены из-под регулирования 89-ФЗ. Поэтому, медицинские организации, пытаясь заключить контракт на их утилизацию с Федеральным экологическим оператором (ФЭО) также получают отказ. — Еще одна проблема – разная классификация отходов по классам МО и классам опасности, продолжила Инна Куликова. – В Совете Федерации был разработан соответствующий проект федерального закона. В ходе работы у нас возник актуальный вопрос: повлечёт ли удорожание услуг по обращению с МО, если эти отходы попадут под сферу 89-ФЗ? Статистический диссонанс Согласно данным, которые Министерству здравоохранения удалось собрать по регионам, за год в России генерируется почти 65 млн. тонн медицинских отходов, а на их утилизацию тратится 9,2 млрд. рублей. При этом в указанные цифры не включён оборот отходов частных медицинских и косметологических организаций… — Если посчитать объём средств, потраченных на утилизацию, согласно этим данным, мы получим примерно 140 рублей за тонну! – удивился Александр Коган, заместитель председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. – При том, что стоимость, которую сегодня нам озвучили по регионам, колеблется от 30 до 180 рублей за кг. Диссонанс полный! А если взять всё население страны и посчитать, сколько один человек производит медицинских отходов за год, получится 370 кг! Это слишком много. Очевидно, что наши цифры не реальны и у нас нет конкретной статистики по обращению с МО. По мнению Ассоциация СЭАОВ, скорее всего, в отчете была опечатка — 65 миллионов КИЛОГРАММОВ было собрано (а не тонн). (Статистика, извлеченная из системы госторгов за 2021 г, которая дает наиболее достоверные данные, показывает цифру около 60 тысяч ТОНН по категории Б за 21 год, категория В – обычно заметно меньше, если нет пандемии). Также представители власти отметили, что в стране нет единого федерального оператора, который мог бы работать с МО. Да, медицинские учреждения могли бы самостоятельно обеззараживать и обезвреживать эти отходы, после чего они попадают под 89-ФЗ и утилизируются в соответствии с ним. Но, на самом деле, больницам и поликлиникам просто некогда этим заниматься, у них другая задача. Главная проблема отрасли МО заключается в том, что есть много законопослушных компаний, которые действительно утилизируют отходы по всем правилам. Но гораздо больше тех, кто везёт опасные отходы на полигоны ТКО. Как клинике выбрать надежного контрагента по МО К счастью, сфера утилизации МО в России не такая уж неорганизованная, и существуют компании, которые не только добросовестно этим занимаются, но и ведут статистику обращения с медицинскими отходами, а также борются с теми, кто вывозит МО на обычные свалки. — Хочу заступиться за нашу отрасль и предоставить наши возможности в распоряжение Министерства здравоохранения и Роспотребнадзора, — сказала Вера Перминова, представитель Санитарно-экологической ассоциации по обращению с отходами и вредными выбросами. – В стране работает около 500 компаний, занимающихся утилизацией МО. Примерно 30 из них – законопослушные, имеющие реальные мощности и ведущие статистику. Эти 30 компаний объединились и создали Ассоциацию СЭАОВ. (ecoalition.ru в рамках Сервиса по проверке контрагентов по медотходам СПОМО). Здесь собраны досье на все 500 операторов МО, а также реальная статистика, опирающаяся на систему госторгов. Там видны объёмы, деньги, средняя цена за 1 кг МО по регионам. Пока что всё это использовалось в целях самоорганизации рынка. Но если государство в лице представителей власти пожелает воспользоваться нашей статистикой, опытом и даст приличным компаниям какое-то поручение, мы будем просто счастливы. Предложение Ассоциации было принято, и ее эксперты по решению, которое будет оформлено протоколом, войдут в состав соответствующей рабочей группы. Ассоциация СЭАОВ очень надеется, что ее опыт будет действительно полезен и востребован. — Объёмы МО, включая категорию А, действительно большие — отметил Дмитрий Перминов, Председатель Ассоциации. – Но нужно понимать, что это такое. Сюда входит и спил деревьев на территории медицинского учреждения, и технические отходы, и уборка. А действительно опасных отходов, которые относятся к категориям Б и В, сильно меньше – процентов 10-15 от общего объёма. Итоги Так на круглом столе по вопросам обращения с иными отходами было принято несколько решений относительно МО. Первое – необходимо разложить по полочкам работу с классами А и Г, а именно взаимоотношениями больниц с региональными операторами по ТКО по классу А, и с Росатомом по отходам 1-2 класса опасности, входящими в категорию Г Второе – чрезвычайно желательно ввести лицензирование на обращение с МО. Только так можно начать бороться с теми компаниями, которые не утилизируют опасные отходы, а вывозят их на свалки. И третье – все эти изменения будут вноситься в рамках изменения 323-ФЗ.  ВРЕЗКА МНЕНИЕ АССОЦИАЦИИ СЭАОВ по работе с категорией А Ассоциация СЭАОВ хотела бы отметить основные неясности, связанные с соотношением класса А, ТКО и заключению договоров с региональными операторами ТКО в отношении класса А. Наше мнение таково: СанПиН 2.1.3684-21 гласит (ст.157) что класс А – это отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО) и (ст.159)- К обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО. Таким образом, в морфологический состав класса А входят не только обычные элементы, входящие в состав ТКО (СанПин даже разъясняет – «канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы»), но и – «использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями», памперсы, тара от лекарственных средств и дезинфектантов, и даже обеззараженные и передробленные отходы категории Б в некоторых случаях. То есть – медотходы класса А не тождественно равен ТКО, и не может быть к ним приравнен. Больница не вправе заключать с кем бы то ни было договор на вывоз ТКО, даже с региональным оператором. Потому что оплатить вывоз ТКО она не имеет права. Ей выделяются деньги из бюджета ФОМС на оплату вывоза класса А (!), иное назначение этих средств считалось бы нецелевым (это административное правонарушение). Она обязана разыгрывать услуги по вывозу именно класса А на аукционе по 44-ФЗ, и его может выиграть, без ограничений, например, региональный оператор. Но в формулировках контракта должен стоять именно «класс А». Регоператор, если он хочет вывозить класс А из каких-либо больниц, должен, в свою очередь, отыскивать в системе госторгов аукционы по 44ФЗ на соответствующие услуги, выигрывать их на общих основаниях, и быть готовым к тому, что и оплата будет производиться не «по тарифу регоператора», а по сформированной в процессе торгов цене, будь то за килограмм или за кубометр. И забирать отходы надо будет именно с контейнерной площадки соответствующей больницы, а не с тех площадок, которые внесены в региональную терсхему, как площадки накопления ТКО. Ассоциация СЭАОВ считает, что для того, чтобы больницы и утилизаторы медотходов знали, как себя правильно вести в соответствующей ситуации, необходимо, чтобы соответствующие органы выпустили некий нормативный акт, который могли бы к рассмотрению принимать суды. Необходимо дополнительно урегулировать вопросы обращения с медотходами в 323-фз, в том числе вопросы лицензирования обращения с медотходами.

Источник: https://www.zdrav.ru/news/1098745-assotsiatsiya-seaov-voydet-v-rabochuyu-gruppu-gosdumy-prodakt

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки